Витражи: разнообразие видов, витражных техник и область их применения

Витражи: разнообразие видов, витражных техник и область их применения

Содержание:

Что представляет собой витраж? Это понятие включает в себя достаточно широкий спектр всевозможных способов декоративной отделки таких поверхностей, как стекло или зеркало. Уникальные свойства этих материалов подразумевают различные приемы их обработки, которые используются, как в отдельности, так и путем смешивания или комбинирования разных техник.

Виды витражных технологий

  • Фьюзинг

  • Заливные витражи

  • Расписные витражи

  • Матирование

  • Пленочные витражи

  • Пескоструй

  • Классический (или наборный)

  • Тиффани

  • Комбинированные витражи

  • Фацетные витражи

  • Фотопечать

  • Литые витражи

  • 3D витражи

Рассмотрим поподробнее каждый вид техники в отдельности

Классический витраж

Классический (наборный) витраж является одним из самых древних способов декорирования, т.к. зародился он еще в средневековье. Использовалась данная техника в основном в церковных помещениях, храмах и соборах. В наше время сохранившиеся классические витражи на окнах можно увидеть, если посетить старинные замки, храмы, а также усадьбы Европы. На сегодняшний день технология осталась прежней, правда, в сочетании с новыми материалами и инструментами.

Процесс изготовления классического витража состоит из нескольких этапов:

  • изготавливается эскиз;
  • в соответствии с эскизом выкладывается узор из металлического профиля;
  • в профиль вставляются вырезанные стеклянные детали, при этом места их стыков спаиваются;
  • далее осуществляется процесс художественной росписи витража.

Для изготовления металлического профиля применяются такие металлы, как медь, свинец и латунь. В поперечном сечении профиль напоминает букву Н, в связи с чем его называют Н-образным. Цветные стеклянные элементы устанавливаются в нижний и верхний пазы этого профиля. В местах стыках стеклянные детали спаиваются между собой, таким образом, надежно закрепляя детали относительно протяжки. Данная технология позволяет удерживать стекла, имеющие толщину до 4 мм, таким образом, являясь достаточно надежным. Но, вместе с тем, технология классического витража имеет свой минус – жесткий профиль не предоставляет возможность создавать мягкие изогнутые контуры изображения. Средневековыми мастерами для изготовления витражей использовался только свинцовый профиль, который также имеет ряд своих недостатков, например, он достаточно мягкий и непрочный. Кроме всего прочего, обладая весьма большой шириной (4 – 6 мм), он не отвечает требованиям относительно изящества швов. В связи с этим, в современное время свинцовый профиль используется в первую очередь для реставрации старинных витражей.

Разноцветные стекла представляют собой основу классического витража, от которой зависит не только эстетический внешний вид, но и светопропускная способность. В наше время имеется огромное разнообразие в выборе витражных стекол. Но наиболее качественными считаются стекла таких марок, как Glashutte Lamberts, Spectrum, Wissmach,,Armstrong, Uroboros, которые не выцветают, представляя собой стекла, окрашенные в массе, а не с использованием односторонней окраски или пленочной аппликации.

Техника классического витража оптимальна для крупногабаритных витражных конструкций.

Тиффани

Техника Тиффани названа в честь ее создателя и основателя Луиса Комфорта Тиффани, который впервые в конце 19 века создал опаловое стекло, обладающее необыкновенными эстетическими свойствами. Необыкновенный внутренний свет стекла и богатое разнообразие оттенков просто поражали воображение. В настоящее время данная техника обрела огромную популярность и востребованность в силу высоких эстетически-художественных качеств. Витражи Тиффани отличаются необычайной реалистичностью изображений и «живостью» графики создаваемых образов, что достигается путем использования даже самых мельчайших стекол, а также выпуклых и вогнутых. Вообще витражи Тиффани с художественной точки зрения сравнимы с картинами, выполненными на холсте, и представляют собой настоящие произведения искусства. Следует заметить, что техника почти полностью основана на ручном методе сборки, являясь самой настоящей авторской работой. Каждый витраж поистине уникален и индивидуален, т.к. второй раз повторить его в точности невозможно даже самому опытному мастеру-профессионалу. Процесс создания витражей Тиффани состоит из нескольких этапов:

  • создается эскиз;
  • эскиз разбивается на несколько фрагментов;
  • детали витража вырезаются из стекла;
  • стеклянные фрагменты обтачиваются на специальном станке до придания нужной формы и размера;
  • каждый стеклянный элемент оборачивается медной клейкой лентой;
  • детали соединяются друг с другом при помощи свинцово-оловянного припоя.

В отличие от классических витражей, витражи Тиффани не используют направляющие профили. Также технология позволяет использовать даже самые мелкие детали, что придает витражному стеклу невероятную сложность создаваемой композиции. Швы имеют разную толщину, что несомненно подчеркивает тот факт, что мозаика изготовлена вручную и является эксклюзивной и уникальной. Особо тонкие швы достигаются путем применения специальной краски, которая наносится в местах стыков стеклянных элементов, Медная основа в отличие от свинцовой позволяет скреплять детали под разными углами, создавая эффект объемных и выпуклых витражных изображений. Помимо всего прочего, витражи в технике Тиффани очень устойчивы к перепадам высоких температур и внешним воздействиям. Несмотря на то, что витражи состоят из отдельных стеклянных фрагментов, они не уступают по прочности изделиям из цельного полотна.

Фьюзинг

Фьюзинг витражи

Техника Фьюзинг предоставляет возможность создавать уникальные высокохудожественные композиции, которые станут достойным украшением интерьера. Процесс основан на спекании стеклянных деталей в специальной фьюзинговой печи. В современном мире техника появилась сравнительно недавно, тем не менее, существовала она еще с древних времен, т.к. археологами были обнаружены остатки фьюзинговых изделий в гробницах фараонов. Технология также заключает в себе несколько этапов:

  • разработка эскиза;
  • нарезка стеклянных деталей согласно эскизу;
  • сбор стеклянных заготовок;
  • процесс спекания.

На ровную поверхность кладется стекло-основа, на которую выкладывается рисунок из вырезанных заранее разноцветных стеклянных элементов в соответствии с разработанным эскизом. Для того, чтобы стеклянные фрагменты прочно держались, используется специальный клей, который закрепляет их на стекле-основе. При создании толстого фьюзингового изделия, применяется второе стекло-основа, которым закрывается собранный рисунок, таким образом, образуя «сэндвич».

Процесс спекания также можно подразделить на несколько этапов:

  • медленное нагревание, начиная с комнатной температуры и доводя до 650 – 900 градусов. Стекло плавится и становится красно-желтого цвета, при этом, края спекаются друг с другом и со стеклом-основой, образуя единое целое.  Процесс слияния обычно осуществляется при температуре 800 градусов;
  • выдержка – поддерживание определенной температуры на протяжении некоторого времени, как правило, максимальной;
  • охлаждение – достаточно быстрая стадия. Резко снижается температура до уровня чуть выше температуры отжига. Чтобы добиться сильного  снижения температуры, достаточно приоткрыть крышку печи;
  • отжиг – это остывание стекла до температуры, равной 580 градусам. На данном этапе стекло приобретает свою первоначальную форму и цвет;

  • полное охлаждение – остывание изделия естественным путем до комнатной температуры.

Фьюзинг предоставляет возможность создавать многослойные и рельефные витражи, не применяя металлические протяжки. Витражи, выполненные в технике фьюзинга, обладают необыкновенным эффектом застывшей в стекле картины.

Пескоструй

Пескоструй зародился еще в конце 19 века, и представляет собой технику удаления верхнего слоя стеклянной поверхности при помощи абразива, состоящего из потока смеси сжатого воздуха и чистого кварцевого песка. Несмотря на кажущуюся с виду простоту, техника требует определенных навыков и опыта обращения с оборудованием. Матирование стекла можно произвести как по всей поверхности, так и с помощью шаблона, позволяющего получить гладкий рисунок на матированной поверхности и наоборот, матовый рисунок на гладкой поверхности. Пескоструйная обработка может производиться с двух сторон: с фронтальной и с тыльной. Кроме этого, она может быть углубленной или поверхностной или даже двусторонней. Зернистость наносимого рисунка варьируется от очень мелкой до грубой. Этапы техники пескоструйной обработки стекла:

  • выбор и обработка рисунка;
  • изготовление трафарета;
  • приготовление материала-основы (стекла, оргстекла, зеркала);
  • фиксация (закрепление) трафарета;
  • процесс обработки поверхности посредством подачи смеси сжатого воздуха с абразивом (кварцевым песком) под высоким давлением;
  • нанесение защитного слоя путем применения гидрофобного лака.

Существует несколько разновидностей пескоструйной обработки:

  1. Плоский пескоструй (матирование) представляет самый простой метод обработки поверхности стекла абразивом, т.к. основан на нанесении рисунка сплошным методом, без использования шаблонов. Таким образом, матирована будет вся поверхность.
  2. Углубленный пескоструй является более сложной техникой, позволяющей глубже обрабатывать отдельные элементы рисунка. Техника требует использования стекла, толщиной не менее 5 мм
  3. Рельефный пескоструй идентичен углубленному по технике исполнения. Правда, данный способ требует толщину стекла не менее 6 мм. Наиболее эффектно смотрится с применением торцевой подсветки, создающей иллюзию трехмерного изображения. В качестве дополнения применяется гравировка и аккуратное нанесение рельефа.
  4. Художественный пескоструй отличается нанесением рисунка не сплошным методом, а прерывистым матированием. За счет этого образуются тона и полутона, которые придают изображению реалистичность, создавая изящные переходы. Стекло подходит любой толщины, однако, работа требует высокой точности и мастерства исполнения.
  5. Цветной пескоструй можно получить, используя плоский, углубленный или рельефный с последующей росписью узора красками.
  6. Фото-пескоструй является абсолютно новой технологией с применением цифровой фотопечати, при которой качество исходного результата напрямую зависит от качества шаблона.

  1. Двусторонний пескоструй – это весьма сложная технология, при которой изображение накладывается на ту и другую стороны стекла или зеркала. Очень важно, чтобы рисунки идеально совпадали, а изделие имело аккуратный внешний вид.

Расписные витражи

Расписные витражи

Расписные витражи являются наиболее популярными и распространенными видами псевдовитражей, представляя собой стекло, вручную расписанное специальными красками. Процесс состоит из нескольких этапов:

  • создание эскиза в натуральную величину с разделением его на цветовые фрагменты;
  • перенесение рисунка на стекло: происходит это путем наложения стекла на подготовленный эскиз;
  • прорисовка контуров изображения специальными контурными красками;
  • после полнейшего высыхания контурной краски заполнение витражными красками соответствующих цветов стеклянных фрагментов.

Для расписного витража используются различные виды красок – витражной и краски под обжиг, каждая из которых имеет свои отличительные свойства. Краски под обжиг подразумевают термическую обработку после нанесения на стекло. Обычные витражные краски в последствии не обжигаются. Распиcные витражи наиболее напоминают художественные стеклянные картины. Кроме всего прочего, техника росписи позволяет создавать готовые композиции в самых разнообразных стилевых решениях. Главная особенность данной техники – особая выразительность, оригинальность рисунка и эстетика ручного труда.

Пленочные витражи

Пленочные витражи

Пленочные витражи – это, прежде всего, бюджетная техника, являющаяся одной из самых современных способов создания псевдовитражей, основанных на тонировании стекла особыми специальными пленками с дальнейшим закреплением их по контуру оловянно или свинцовой каймой. Главным преимуществом данной технологии является использование листового стекла. Кроме того, что это удобно, еще и безопасно. Помимо этого, такой витраж имеет меньший вес и является идеально ровным. Пленочный витраж можно сравнить с аппликацией, где вместо традиционной цветной бумаги применяется лавсановая пленка. В связи с этим отнести его к витражам как таковым нельзя, т.к. это скорее всего является качественной имитацией настоящего витража, включающая в себя несколько стадий:

  • создание эскиза;
  • нанесение узора на стекло;
  • выделение контуров с помощью специальной ленты;
  • заполнение образовавшихся ячеек специальной пленкой.


В силу того, что при создании витражей используется цельное стекло, изделия получаются наиболее прочными, что в свою очередь позволяет изготавливать витражи больших размеров.

Заливные витражи

Заливные витражи

Заливные витражи представляют собой весьма востребованную технику, основанную на ручном способе. В связи с этим от мастера-витражиста требуется наличие определенного опыта, а также таланта художника, что позволит добиться качественной имитации техники Тиффани. Довольно часто данную технику путают с росписью стекла. Тем не менее, главным ее отличием является наличие полимерного рельефного контура, который имитирует металлическую протяжку. Процесс создания также состоит из нескольких этапов:

  • создание эскиза, на котором подписываются все цвета, в натуральную величину;
  • обезжиривание и обеспыливание поверхности;
  •  подкладка эскиза под стекло и нанесение контура рисунка с помощью полимерной краски;
  • после окончательного высыхания заполнение элементов изображения красками или лаком, согласно эскизу;
  • процесс высыхания в течение 24 часов.

Данная технология создания витражей подразумевает частичное автоматизирование: рисунок будущего изделия разрабатывается на компьютере, после полимерный контур наносится при помощи специального программно-управляемого оборудования.

Заливные витражи предоставляют огромный выбор всевозможных рисунков и узоров, они безопасны, экологичны и долговечны, а также устойчивы к воздействиям окружающей среды.

Фотопечать

Фотопечать

Фотопечать на стекле включает в себя общее название имеющихся нескольких разных техник переноса изображений на твердую поверхность. С появлением этой техники значительно расширились возможности дизайнеров при оформлении интерьера. Рисунок можно печатать как на специальной пленке, которая впоследствии клеится на ее поверхность, так и на твердой основе. Соответственно, первый вариант называется прямой печатью, а второй – изготовлением фотопечати на стекле. Каждый вариант имеет свои отличительные особенности. К примеру, иногда на поверхность наносится лак или другая основа для прямой фотопечати, в то время как для печати на пленке можно применять как матовую, так и прозрачную пленку.

Особенности технологий фотопечати:

  1. Прямая фотопечать – изображение печатается на стеклянной поверхности любой фактуры и любого размера при помощи специального принтера. Для создания подобного витража применяются специальные краски, способные под воздействием ультрафиолетовых лучей и высоких температур глубоко проникать в толщину стекла и достичь высокой детализации и яркости рисунка с условием максимально высокого разрешения картинки.
  2. Пленочная – представляет собой наложение полноцветного  полиграфического изображения на пленку с дальнейшим ее наклеиванием, используя полимерный клей. Затем под воздействием ультрафиолета клей отвердевает, что способствует прочному соединению пленочного изображения со стеклом.
  3. Триплексная – в основе данного вида печати положен пленочный метод, где рисунок также наносится на специальную пленку, затем готовый фоторисунок оказывается между двух листов стекла. Представляет собой наиболее надежный и прочный метод фотопечати, т.к. изображение защищено с обеих сторон стеклом.


Главными преимуществами техники фотопечати являются быстрые сроки изготовления, а также возможность имитации классических витражей, экологичность и сравнительно низкая стоимость.

Фацетные витражи

Фацетные витражи

Фацетные витражи представляют собой оптимальную технику в случае, когда необходимо подчеркнуть особенность в архитектуре интерьера, а также определенный уровень достатка и жизни его хозяев. Уникальная способность подобного декора преломлять особым образом как естественный, так и искусственный свет, образует эффектное сияние, подобное драгоценным камням, таким, как бриллиант. Технология  создания фацетного витража соотносима с классической. Отличие заключается лишь в том, что все или несколько элементов стеклянной картины обрабатываются специальным образом в несколько этапов:

  • сначала при помощи специального станка под определенным углом со стеклянной поверхности срезается кромка;
  • далее она шлифуется, в результате чего становится матовой и не пропускающей свет;
  • заключительный этап – полировка, с помощью которой деталь делается полностью прозрачной.

Для создания витражей с фацетами обычно применяются полированные пластины стекла, имеющую толщину от 5 до 25 мм разной формы, размера и угла огранки. При возникшей необходимости усиления эффекта преломления лучей снимается более широкая фаска, для чего требуется стекло, имеющую большую толщину, что приводит к увеличению веса витража. Добросовестность обработки элементов и точность сборки обеспечивают длительный срок службы изделия. Также фацетный витраж может быть выполнен с помощью страз – стеклянных объемных элементов, имеющих огранку. Подобный декор предназначен для украшения любой поверхности из стекла. Закрепляются стразы при помощи специального УФ-клея. В результате этого изделие обладает наибольшей прочностью и небольшим весом.

Главные преимущества фацетных витражей – прочность конструкции, необычные визуальные эффекты, а также долговечность.

Матирование стекла

Матирование стекла

Матирование стекла – техника обработки верхнего слоя поверхности, в результате чего получается матовый рисунок. На сегодняшний день изготовить матовое стекло можно путем механической обработки, обжиговых технологий, химического травления,  лаковых покрытий, художественной росписи, а также цветной заливки красками.

  • механическая обработка – матирование осуществляется с помощью пескоструйной обработки и гравировки;
  • химическое травление – процесс, применяющий химические реагенты для матирования стекла Химический реагент, воздействуя на стекло, разрушает его поверхностный слой. К реагирующим компонентам относятся составы с плавиковой кислотой (гели, пасты, водные растворы);
  • обжиговые технологии – технологии матирования с обжигом в печи основаны на нанесении на поверхность специального покрытия (обжиговые витражные краски) с последующим их запеканием в печи, в результате чего стеклоизделие при определенной температуре приобретает шероховатую поверхность, а изображение – матовый оттенок. Нанесение красок производится вручную и подразумевает строгое соблюдение толщины красящего слоя;
  • лаковые и пленочные технологии – используется разноцветная витражная пленка, наносящаяся на ровную или радиусную поверхность, а также применяются лаковые покрытия. В случае разбиения пленка не дает осколкам разлететься;
  • расписной метод – матирование стекла осуществляется с применением нетоксичных витражных красок двух типов: на водной и сольвентной основах. Рисунок наносится на стекло вручную с помощью кисти, трафарета и контуров;

  • цветное матирование – осуществляется с использованием цветных полимерных красок. Вначале на стекло накладывается контур по эскизу рисунка. Затем внутриконтурные ячейки заливаются цветными эмалями. Сушка производится воздушным путем в течение нескольких дней или же в течение нескольких часов в сушильной печи.

3D-витражи

3D-витражи – представляют собой новейшие технологии, создающие иллюзию объемного изображения, просматривающегося с обеих сторон. В связи с этим техника чаще всего используется для витражных окон и состоит из нескольких этапов:

  • создание эскиза с тщательным прорисовыванием всех деталей и подборкой подходящих цветов;
  • вырезка каждого элемента стеклянной картины с учетом эскиза, а также специальная обработка: обтачка деталей, удаление сколов и неровностей краев;
  • сборка витража и соединение всех элементов в единое целое при помощи латунного припоя;
  • вставление готового витража Тиффани между двух стекол стеклопакета;
  • высокотемпературная обработка (850 градусов) изделия в специальной печи в течение 10 минут;
  • обертывание остывшего изделия по всему периметру алюминиевой лентой, а также заливка сверху жидким каучуком.

Преимуществами данной техники являются шумоизоляция, теплоизоляция, ударопрочность, безопасность, экологичность, оригинальный внешний вид.

Комбинированные

Комбинированные витражи – представляют собой самые выразительные и высокохудожественные изделия, т.к. включают в себя несколько техник, что позволяет добиться уникальных результатов, которые нельзя повторить в рамках применения какого-нибудь одного приема декорирования поверхности из стекла. Например, техника Тиффани чудесно сочетается с фацетной. Комбинированные витражи изготавливаются исключительно по индивидуальному заказу и имеют ряд сложностей в виду использования в декоре одного стеклянного изделия сочетания материалов, разных по своим свойствам. Но вместе с тем, данный вид витража представляет собой самый интересный и своеобразный среди витражных техник. Комбинированному витражу удается достичь необычайного по своей реалистичности эффекта трехмерного (3D) изображения, особого объема и глубины.

Коллажи

Коллажи

Витражи-коллажи – представляют современную инновационную технику, отчасти похожую на классическую и технику Тиффани и также состоящую из нескольких этапов:

  • разработка эскиза;
  • нарезка разноцветных фрагментов стекла;
  • сборка деталей при помощи специального полимерного раствора, в качестве основания которой (на котором производится сборка) применяется обычное прозрачное стекло.


Главной особенностью витража-коллажа принято считать отсутствие четких линий узора, за счет чего композиция воспринимается как очень легкая и прозрачная, где все переходы необыкновенно плавные. Поэтому конструкция витражей-коллажей выглядит достаточно непринужденно и естественно, независимо от места ее размещения. А особенность технологии позволяет воспроизводить абсолютно любые изображения.

Литые

Литые

Литые витражи – техника, при которой каждый модуль стекла или выдувается, или отливается вручную. Толщина стекла, которому придается поверхностная фактура,  усиливающая выразительность и преломляющая свет, варьируется в пределах от 5 до 30 мм. Для соединения стекол применяется цементный раствор и металлическая арматура.

Область применения каждой витражной техники в отдельности

Витражная техникаСфера применения
Классическаяокна, потолки, ниши, перегородки, картины (панно)
Тиффаниокна, зеркала, ниши, картины (панно), светильники, изделия
Фьюзингпотолки, ниши, на кухне, изделия, зеркала, светильники
Расписнаядвери, перегородки, ниши, шкафы-купе, светильники, картины (панно), зеркала, экраны для батарей
Пескоструйокна, двери, перегородки, шкафы-купе, на кухне, мебель, зеркала, экраны для батарей
Пленочнаядвери, перегородки, ниши, шкафы-купе, картины (панно)
Фотопечатьокна, потолки, двери, перегородки, ниши, шкафы-купе, картины (панно), экраны для батарей
Фацетнаяокна, двери, перегородки, шкафы-купе, зеркала, на кухне, мебель
Заливнаяперегородки, двери, зеркала, картины (панно), потолки, ниши, мебель
Травлениедвери, перегородки, окна, шкафы-купе, зеркала
3D-витражиокна, двери, перегородки

Роль витражей в интерьере

В заключение можно сделать вывод, что сегодня витражи вновь возрождаются и возвращаются в нашу жизнь, украшая интерьеры офисов, домов и квартир. Более того, современный витраж – это одно из самых выразительных средств в дизайне интерьера, формирующее особую и неповторимую атмосферу в помещении. Если раньше расчет был исключительно на естественный солнечный свет, то на сегодняшний день все чаще применяется искусственное освещение и различного рода подсветки, создающие необыкновенную и удивительную атмосферу уюта и тепла в доме, т.к. стекло прекрасно работает со светом, позволяя по-разному освещать зоны помещения. А благодаря современным технологиям, а также поставке ряда видов витражных техник на конвейер, цена на подобное удовольствие, считавшееся ранее роскошью, стала доступной для многих слоев общества. Психологи советуют хотя бы раз в год менять обстановку в доме во избежание стрессов. Роль витражей в данном случае вне конкуренции, ведь изменив освещение, изменяется облик не только самого витража, но и всего помещения в целом.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *